Вторник, 19.03.2024, 12:21
МАУ "Центр развития образования"      
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Новости [526]


Категории раздела
Новости [526]









































































 

 

Индивидуализация обучения

Ссылка...


О введении ФГОС ОВЗ

Ссылка...

О направлении методических рекомендаций

Ссылка...

Современные УМК издательства «Просвещение» для обеспечения реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

Ссылка...

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ C ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ссылка...

Изменения  в нормативной  локальной  базе  ОО  при переходе  на ФГОС НОО обучающихся  с ОВЗ, ФГОС  образования  обучающихся  с умственной  отсталостью 

Ссылка...

Организация образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в контексте ФГОС (вариант 2 АООП)

Ссылка...


В помощь учителю начальных классов, руководителю МО

Организация исследовательской деятельности

 в начальной школе.

 

Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность

Бернард ШОУ

 

            Лучший способ организации этой деятельности – проектно – исследовательская деятельность. Приобщение  детей к научно – исследовательской  и проектной деятельности на уровне начального общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Младшие школьники по природе своей – исследователи, и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

           Отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование предполагает создание какого – либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование – это в большей степени научная деятельность, а проект – это в большей степени творческая деятельность. Проект может быть формой оформления результатов исследования.

            А.И. Савенков отмечает, что  «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование  - решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем, в основе обоих методов лежат  одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы  на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

           В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому на подготовительном этапе следует  включать творческие работы учащихся, устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Во втором полугодии рамки работы над проектом необходимо расширить и включать сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

          Второй класс начальной школы ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя. Дети уже могут наблюдать по плану, оформлять результаты исследования в виде таблиц, схем, чертежей.

         В 3 классе сложность учебно – исследовательских задач увеличивается. Обучающиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. Третьеклассники могут самостоятельно проводить долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений, проводить опросы, анкетирования. Под руководством учителя они проводят простые опыты.

         В 4 классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. В результате  учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, оформить готовый проект самостоятельно.

        Опираясь на методику проведения детских исследований А.И. Савенкова, можно выделить следующие основные этапы выполнения научно – исследовательских работ учащихся:

  • Мотивация.
  • Выбор направлений исследований.
  • Постановка задачи.
  • Фиксация и предварительная обработка данных.
  • Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез.
  • Оформление результатов работы.
  • Грамотное представление исследовательской работы.

 

           Очень важно заинтересовать ученика в выполнении данной работы, выбрать тему, которая действительно его увлечет и будет связана непосредственно с его интересами. Выбирая тему работы, важно осознавать ее практическую значимость и задаться вопросом: зачем данное исследование? В какой области и для чего можно использовать данное исследование?

         Вместе с учителем ученик составляет план работы по выбранной теме. В ходе ознакомительного этапа ученик должен прочитать как можно больше статей, брошюр, книг по выбранной теме, чтобы знать, какой аспект темы хорошо изучен, а какие проблемы еще не решены, и может сказать свое слово в этом направлении. Чем больше материала для исследования, тем шире диапазон изучаемого явления, тем научнее и весомее будут выводы.

         Для исследования используются различные методы и способы: наблюдение, сопоставление фактов, составление диаграмм, графиков и таблиц. Проводится анкетирование и опрос людей разного возраста и социальных групп. Собранный материал тщательно анализируется, классифицируется, сначала делаются промежуточные выводы, а затем окончательные. Ученик анализирует выполнение поставленных целей и задач.

        Когда исследование завершено, начинается этап оформления. Работа должна быть не только интересна, но и ярко, наглядно оформлена. Для этого делается презентация, в которую включаются фотоснимки, архивные материалы, графики и диаграммы, рисунки учащихся.

      Представить свою исследовательскую работу можно на муниципальном конкурсе  «Первые шаги».

В процессе организации учебно-исследовательской деятельности много достоинств:

·         одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно);

·         есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации;

·         процесс обучения приближен к реальной жизни;

·         развиваются коммуникативные навыки (ведения дискуссии; доказывания и аргументирования);

·         воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, великодушие, терпение, трудолюбие, честность, доброта и др.).

Исследовательская деятельность способствует формированию:

личностных УУД:

·         адекватная самооценка;

·         испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;

·         формируется мотивационная основа учебной деятельности;

·         вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

регулятивных УУД:

·         дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·         проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·         самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;

познавательных УУД:

·         осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·         строить логическое  рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;

·         осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·         фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

коммуникативных УУД:

·         строить понятные для партнёра высказывания;

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·         учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;

·         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

        Сегодня проектно-исследовательская деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. Это выражается в некоторой преемственности к стартующему в среднем звене олимпиадному движению


В помощь учителю

 

Алгоритм создания и утверждения рабочей программы учебного предмета

 в аспекте ФГОС НОО.

 

Ø Выбрать программу учебного курса и соответствующее ей учебно – методическое обеспечение.

Ø Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей примерной программы по учебному курсу и целями и задачами ОУ.

Ø Определить планируемые результаты освоения программы к концу изучения курса в соответствии с требованиями, прописанными в примерной программе, и с требованиями, прописанными в ООП.

Ø Прописать цели – ориентиры освоения учебного курса обучающимися, используя формулировки: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться».

Ø Прописать цели – ориентиры формирования универсальных учебных действий обучающихся в рамках изучения данного учебного курса.

Ø Подготовить содержание рабочей программы, составив перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в примерной программе по учебному курсу.

Ø Дополнить рабочую программу учебного курса разделами и темами, выбранными из авторских программ по учебным предметам.

Ø Определить последовательность изучения тем, рассчитать количество часов на их изучение, составить календарно – тематический план.

Ø Составить перечень дидактических, справочных материалов, используемых в образовательном процессе в рамках учебного курса.

Ø Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимого для реализации рабочей программы  учебного курса.

Ø Определить средства контроля освоения обучающимися рабочей программы учебного курса.

Ø Представить рабочую программу учебного курса на экспертизу внешним экспертам и (или) методическому объединению учителей начальных классов ОУ.

Ø Доработать рабочую программу учебного курса с учетом рекомендаций внешних экспертов и (или) членов методического объединения учителей начальных классов, и (или) руководителя ОУ,

Ø Использовать рабочую программу учебного курса после приказа о ее утверждении руководителем ОУ.

Ø Разместить рабочую программу учебного курса на сайте ОУ и (или) на персональном сайте педагога.

 

Структура и содержание рабочей программы учебного курса.

 

1.     Титульный лист, который содержит следующие сведения:

·        полное наименование ОУ;

·        гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения);

·        гриф утверждения программы руководителем ОУ (с указанием даты и номера приказа);

·        название учебного курса в соответствии с базисным учебным планом;

·        Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего программу (возможно указание педагогического стажа, категории);

·        класс (параллель), в котором изучается учебный курс;

·        Ф.И.О., должность эксперта (по решению педагога или руководства ОУ);

·        год составления рабочей программы.

      2.Пояснительная записка, в которой можно указать:

§  название, автора и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена рабочая программа учебного курса;

§  цель и задачи учебного курса;

§  описание изменений (не более 20%), внесенных педагогом в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса, с обоснованием;

§  особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс;

§  перечень учебно – методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов, цели и задач учебного курса;

§  количество учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа учебного курса;

§  характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся;

§  специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания (текущего, промежуточного, итогового).

3.Требования к результатам освоения учебного курса обучающимися с описанием планируемых предметных, личностных и метапредметных (универсальные учебные действия) результатов обучения  младших школьников.

4.Календарно – тематический план учебного курса, который включает в себя:

ü название тем, разделов учебного курса, последовательность их изучения;

ü количество часов, отведенных на изучение темы, раздела учебного курса;

ü виды деятельности обучающихся и (или) возможные формы контроля;

ü направления творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся;

ü пояснения по использованию в процессе обучения компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов.

     5.Система контрольно – измерительных материалов освоения учебного курса, система оценки достижений обучающихся, состоящая из тестовых материалов, текстов контрольных работ, количество контролирующих материалов, критериев оценки проверочных работ и др.

Вход на сайт
Поиск
Календарь новостей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031




Колонка баннеров




Конкурс «Никто не забыт, ничто не забыто» 16.04 - 23.05


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz