Диагностика личностной
готовности к обучению в школе.
Личностные
качества ребенка на этапе перехода из дошкольного детства в школьную жизнь
определены в «Федеральных государственных
требованиях к структуре основнойобщеобразовательной
программы дошкольного образования» (ФГТ), 2009 год. В данном документе они
представлены в виде перечня интегративных качеств старшего дошкольника.
Согласно ему, ребенок должен:
üбыть физически развитым,
владеть основными культурно – гигиеническими навыками. У ребенка должны быть
сформированы основные физические качества, потребность в двигательной
активности. Он должен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические
процедуры, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни;
üбыть любознательным,
активным.
Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, в мире отношений и своем внутреннем мире).
Он задает вопросы взрослому и любит экспериментировать. Способен самостоятельно
действовать (в повседневной жизни, в
различных видах детской деятельности), а в затруднительных ситуациях
обращаться за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в
образовательном процессе;
üбыть эмоционально отзывчивым. Ребенокоткликается на эмоции близких людей и друзей.
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на
произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные
произведения, мир природы;
üвладеть средствами общения и
способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно
использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической
речью и конструктивными способами взаимодействия с другими детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами,
распределяетдействия при
сотрудничестве). Способен в зависимости от ситуации менять стиль
общениясо взрослым или сверстником;
üбыть способным управлять
своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных
представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы. Поведение ребенка
преимущественно определяется не сиюминутными желаниямии потребностями, а требованиями со стороны
взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Он способен планировать свои
действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила
поведения на улице (дорожные правила)
и в общественных местах (транспорте,
магазине, поликлинике, театре и др.);
üбыть способным решать
интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может
применять самостоятельно усвоенные знания и способы действий для решения новых
задач (проблем), поставленныхкак взрослым, так и им самим. В зависимости
от ситуации ребенок может преобразовывать способы решения задач (проблем). Он способен предложить
собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и т.д.;
üиметь первичные
представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление
о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к
определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях,
распределении семейных обязанностей, семейных традициях; обществе, его
культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему; мире;
üвладеть универсальными
предпосылками учебной деятельности. Ребенок должен уметь работать по образцу, слушать
взрослого и выполнять его инструкции;
üвладеть необходимыми
умениями и навыками. У ребенка должны быть сформированы умения и навыки, необходимыедля осуществления различных видов
деятельности.
Очевидно, что
в этом перечне интегративных качеств наряду с личностными качествами (любознательный, активный, эмоционально
отзывчивый, соблюдающий элементарныеобщепринятые
нормы и правила поведения и др.) есть и показатели предметной и
метапредметной готовности старшего дошкольника к обучению в школе.