Диагностика личностной готовности к обучению в школе.
Личностные качества ребенка на этапе перехода из дошкольного детства в школьную жизнь определены в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ), 2009 год. В данном документе они представлены в виде перечня интегративных качеств старшего дошкольника. Согласно ему, ребенок должен:
ü быть физически развитым, владеть основными культурно – гигиеническими навыками. У ребенка должны быть сформированы основные физические качества, потребность в двигательной активности. Он должен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни;
ü быть любознательным, активным. Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, в мире отношений и своем внутреннем мире). Он задает вопросы взрослому и любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), а в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
ü быть эмоционально отзывчивым. Ребенок откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
ü владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с другими детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен в зависимости от ситуации менять стиль общения со взрослым или сверстником;
ü быть способным управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Он способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила) и в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
ü быть способным решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы действий для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации ребенок может преобразовывать способы решения задач (проблем). Он способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и т.д.;
ü иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; обществе, его культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему; мире;
ü владеть универсальными предпосылками учебной деятельности. Ребенок должен уметь работать по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
ü владеть необходимыми умениями и навыками. У ребенка должны быть сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности.
Очевидно, что в этом перечне интегративных качеств наряду с личностными качествами (любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения и др.) есть и показатели предметной и метапредметной готовности старшего дошкольника к обучению в школе.